Авиаперевозки грузов из Америки
Новости авиагрузоперевозок

Грузить не по бумажке

Роберт УОЛЛ, Париж
Процесс перевода индустрии авиационных грузоперевозок на электронный документооборот набирает ход, но программам безбумажной грузовой среды еще далеко до того, чтобы отрасль приняла их в мировом масштабе.
В известном смысле инициатива электронной авианакладной e-freight, предлагаемая Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA), преследует те же цели, что и электронный билет, введенный в этом году IATA в секторе пассажирских авиаперевозок, — снижение объемов бумажного документооборота, ускорение рабочих процессов и сокращение издержек. Но, в отличие от пассажирского сектора, пройдут десятилетия, прежде чем грузовой сегмент полностью откажется от бумаги, — если это вообще когда-нибудь произойдет. Слишком уж велико количество сопроводительных документов, необходимых для каждого грузоотправления, да и организаций в этом процессе участвует значительно больше, чем при перевозке пассажиров.
Но, поскольку грузовые авиаперевозчики страдают от растущих цен на топливо и последствий экономического спада в той же мере, что и пассажирские авиакомпании, любые методы экономии, несомненно, будут привлекать интерес. Несколько лет назад IATA предварительно оценивала потенциальные сбережения сектора от перехода на e-freight в сумму до 1,2 млрд долл.; сейчас организация пересматривает свой прогноз с учетом изменившейся ситуации и первых полученных результатов работы безбумажной системы. Ожидается, что уточненная оценка будет обнародована к концу года.
IATA запустила e-freight в прошлом году. Программа затрагивает все стороны, связанные с транспортировкой грузов по воздуху, — грузоперевозчиков, экспедиторские компании, операторов погрузочно-разгрузочных работ, грузоотправителей и таможенные службы. Последние особенно важны для жизнеспособности электронной авианакладной. По большому счету, успех программы e-freight целиком и полностью зависит от того, какие меры будут приниматься отдельными странами для перевода своих таможенных органов в электронную среду e-customs.
Среднесрочная цель программы, по словам IATA, — перевести к 2010 г. авиационные грузоперевозки на 100%-ный безбумажный документооборот "везде, где это осуществимо". "В ходе масштабного исследования более чем в 200 странах мира, где в данный момент проводятся мероприятия по модернизации таможенных служб, организация выбрала 52 государства в качестве кандидатов на участие в программе", — говорит директор проекта Стив Смит. Эти страны суммарно отвечают примерно за 60-65% всего объема авиационных грузоперевозок в мире. Из их числа IATA пока выделила 20 стран, которые могли бы присоединиться к программе до 2010 г.

Читайте также  Отставки и назначения: Leonardo, Boeing Business Jets, China-Russia Commercial Aircraft International Corporation

Страны — участники
программы e-freight

С 2007 г.
Великобритания
Гонконг
Канада
Нидерланды
Сингапур
Швеция

С 1 августа 2008 г.
Южная Корея

Планируют присоединиться
к 2010 г.

Австралия
Дания
Германия
Исландия
Испания
Люксембург
Маврикий
Новая Зеландия
Норвегия
США
Франция
Швейцария
Эмират Дубай